А стоило ли изобретать велосипед?

 А стоило ли изобретать велосипед?

Немецкого барона Карла фон Дреза можно смело ставить в один ряд с итальянским изобретателем Леонардо да Винчи. К сожалению, повод для этого представился не самый радостный – и того, и другого не особо жаловали их современники. Хотя итальянец и немец подарили миру множество изобретений. Фон Дрез изобрел велосипед, но после его презентации, наверняка не раз задавался вопросом «А стоило ли изобретать»?

Велосипед прошел непростой путь от неприятия до, едва ли, не единственной альтернативе лошадям, как транспортному средству, и сегодня это уже отличное устройство для занятий спортом и активного отдыха.

Если же покопаться в истории, то окажется, что единственного и первого изобретателя претендует множество людей. Но, как выяснилось, большинство из них не имеют никакого отношения к реальной разработке конструкции, а некоторые и вообще являются вымышленными персонажами.

Был ли мальчик… ?

В качестве наиболее яркого примера, иллюстрирующего выше приведено утверждение, можно привести личность русского мужика Ефима Артамонова, который якобы еще в 1801 году совершил невероятный для того времени первый в истории человечества велопробег, преодолев более двух тысяч километров на созданном ним первом велосипеде. Артамонов прикатил в тогдашнюю столицу России Петербург на коронацию Александра Первого. Сам царь восхитился находчивостью и ясностью ума своего подданного и даровал его семье свободу от крепостничества.

 

ВРЕЗКА

Знаете ли вы, что…

Италия, конец 15 века.

Первые чертежи устройства, смутно напоминающего современный велосипед, датированы концом 15 – началом 16 веков. Их авторство принадлежит легендарному да Винчи или его ученику Капротти. На данный момент окончательно не установлено, являются ли данные чертежи подлинными или это подделка.

Но как позже выяснили историки, данный рассказ является выдуманным. Во-первых, ни в одном из официальных документов того времени, в том числе в журнальных записях, фиксировавших церемониальные мероприятия, нет даже малейшего упоминания Артамонова. Во-вторых, «изобретение» не нашло себе места и в архивах канцелярии Новосильцева, который фиксировал и детально разбирал все технические новшества того времени. В-третьих, фамилии Артамонова нет ни в одном из списков крепостных Нижнего Тагила, откуда он, будто бы, и приехал на велосипеде. То есть, такого человека попросту не существовало. Конечно, все сторонники данной истории и просто патриоты российских мастеров ссылаются на экземпляр велосипеда, находящийся в музее Нижнего Тагила, но и им есть что ответить – недавно металл, из которого сделан велосипед был отдан на экспертизу, установившую, что транспортное средство не могло появиться на свет ранее 1870 года. Ну и самое главное – вы можете поверить, что в начале 19 века можно было совершить велопробег на только что созданном, еще толком не испробованном транспортном средстве, преодолев более двух тысяч километров по российским дорогам, которые то и сейчас не всегда позволяют свободно передвигаться?

Это одна из наиболее распространенных легенд о изобретателе велосипеда. Есть и другие, но упоминать их едва ли есть смысл. Лучше сразу перейти к действительному создателю легендарной машины.

Из Франции в Германию….

Итак, как было достоверно установлено историками, истинным изобретателем следует признать германского барона фон Дреза, который в то время был сотрудником лесного управления. Хотя, он тоже взял за основу конструкцию, которую на тридцать лет раньше предложил человечеству французский граф Де Сифрак. Еще в 1791 году француз построил машину из дерева на двух колесах. Для передвижения приходилось отталкиваться ногами от земли. Что было не очень удобно, да и стоит представить велосипедиста, передвигающегося таким образом, как перед глазами всплывают кадры комедийных сериалов современности «Флинстоуны», герои которого таким образом приводили в движение свои допотопные автомобили.

Трясясь в седле

Французское изобретение не прижилось и не пользовалось большой популярностью, а вот немецкий барон свой вариант первого велосипеда запатентовал.

Фон Дрез на протяжении всей своей жизни активно интересовался механикой и математикой, но не только это натолкнуло его на мысль создать машину. Барону приходилось довольно много времени проводить в седле, объезжая свои огромные владения. Возможно, именно во время очередного объезда, трясясь и подпрыгивая в седле, немец и придумал новое транспортное средство.

Зимой 1818 года барон получил патент на свой самокат. Тогда он еще не был оснащен педалями, а для передвижения приходилось отталкиваться ногами от земли, как и в конструкции французского изобретателя. Хотя, как утверждают местные газеты того времени, впервые на улицах Карлсруэ самокат появился почти на два года раньше. Фон Дрез буквально пролетел на нем мимо ошарашенных прохожих со скоростью почти 15 километров в час.

Но уже вскоре после этого случая барон, возможно, и задался вопросом: «А стоило ли изобретать велосипед?». Ведь его подвергло критики руководство лесного управления, в котором он состоял на службе. При этом, грозили обвинения едва ли не в сумасшествии и угрозы поместить барона под постоянный надзор медиков, если тот не откажется от своих «нелепых», как казалось консервативным немцам.

Помощь стихии

Фон Дрез испугался лишиться работы и отказался от испытаний. Возможно, эволюция велосипеда затянулась бы на многие годы, если бы не несчастье 1816 года, когда лето не единожды выпадал снег, приведший к гибели посевов и трав. Крестьяне вырезали весь скот, в том числе и лошадей, ведь те бы все равно погибли, но уже от голода. Ездить стало не начем и тут все вспомнили об изобретателе из Карлсруэ. Особые почести свалились на фон Дреза после того, как самокат опробовал и облюбовал баварский кронпринц. В результате этого изобретатель был награжден и смог заняться продвижением новейшего транспортного средства.

 

 

ВРЕЗКА

 

 

Знаете ли вы, что…

 

Германия, 1761 год

Рассказывают, что еще более чем за 50 лет до изобретения барона из Карлсруэ, его соотечественник из провинции Магдебург Михаэль Каслер, преодолел около двух километров на удивительной «машине» - деревянной скамейки, в торцах который были колеса.

 

Естественно, барон нажил себе врагов в лице начальства лесного управления, которые, как видим, оказались не далекими людьми, затормозив на некоторое время эволюцию самоходного транспортного средства. И они дождались возможности отомстить более умному и удачливому подчиненному. В 1849 году в Германии вспыхнула революции, к которой барон отнесся лояльно. Восстание довольно быстро подавили, но учитывая заслуги барона, его множественные изобретения (а кроме велосипеда ему было чем гордиться), фон Дреза простили. Но злопыхатели добились того, чтобы признать его сумасшедшим, поскольку он создавал разнообразные непонятные и «никчемные» штуки. Возможно, в тот момент немец уже в очередной раз задался вопросом «А стоило ли изобретать велосипед?», но было уже поздно – его имущество было расхищено, а сам он умер в 1850 году.

Крути педали…

Еще при жизни барона, его изобретение всячески усовершенствовалось. Так, в 1840 году кузнец из Шотландии МакМиллан решил упростить передвижение на велосипеде и добавил к нему педали. Новшество не оценили, и оно довольно быстро было забыто.

 

 

ВРЕЗКА

 

 

Знаете ли вы, что…

 

Франция, 1863 год

Поговаривают, что педали на велосипед вернул другой француз - Пьер Лалман. Однако версия про каретника Мишо более распространена.

 

Спустя несколько лет после смерти барона фон Дреза, во Франции решили вернуть педали. Сложно сказать, додумался ли Пьер Мишо до этого самостоятельно или прознал о находке шотландца, но он решает установить на переднее колесо педали. Пройдет всего лишь два года и на рынке появятся диковинные механизмы под современным названием велосипед. Произошло оно от двух слов – «вело» и «пед», что в переводе означает быстрая нога.

 

 

ВРЕЗКА

 

 

Знаете ли вы, что…

 

Англия, 1845 год

Изобретатель Р. Томпсон представляет общественности и патентую надувную резиновую шину, но она не нашла применения, поскольку имела ряд технологических просчетов.

 

Историки утверждают, что именно благодаря Мишо и появились прототипы современных велосипедов, которые в последующие десять лет постоянно усовершенствовались – колеса начали изготавливать из резины, а рамы и вилки из металлических полых труб.

Франция и Великобритания – лидеры в велосипедостроении

Последующее развитие велосипедов связано с французскими и великобританскими изобретателями и новаторами.

 

 

ВРЕЗКА

 

 

Знаете ли вы, что…

 

Европа, середина 19 века

Германия, родина велосипеда, скорее всего не участвовала в разработках по одной причине – ее изобретатели боялись быть обвиненными в сумасшествии, но это тоже только догадка.

 

Выпуск первых моделей с педалями и цепью начался в 1868 году. Разработкой таких велосипедов занялась компания «Мейер и Ко» (Париж).

Спустя два года в моду вошли «пауки» - у таких велосипедов были колеса разного размера. Переднее было значительно больше заднего, а цепной привод был лишним. Педали крепились на переднее колесо. Такие механизмы были популярны на протяжении 15 лет, пока в 1884 году на рынок не вышла компания «Хиллман, Херберт и Купер», специализирующаяся на так называемых безопасных велосипедах, с одинаковыми колесами.

Спустя всего четыре года шотландец (некоторые источники называют его ирландцем) Д.Данлоп предлагает на суд патентного бюро и других изобретателей, воздушную шину с ниппелем. Это дало дополнительный стимул для развития велосипедов – теперь на них можно было ездить даже по плохим дорогам.

 

 

ВРЕЗКА

 

 

Знаете ли вы, что…

 

Европа, конец 19 века

Считается, что именно в 1890 году была полностью сформирована современная конструкция велосипеда. В то время различные фирмы приступают к выпуску механизмов с рамой закрытой формы. В дальнейшем работы по усовершенствованию были направлены на отдельные детали.

 

Вот такой непростой путь прошел велосипед, пока не стал напоминать современные устройства. Возможно главный герой этого повествования, немецкий барон фон Дрез и пожалел, что стал изобретателем, но сегодня можно с уверенностью сказать, что велосипед стоило изобретать. Он стал надежным другом и помощников. В свое время, полиция Великобритании пользовалась только этим видом транспорта. Сейчас также успешно функционируют велосипедные отряды полиции во многих странах мира. Кроме того, велосипед стал отличным соратником людей, любящих здоровый образ жизни и активный отдых.

Поэтому, если вы не можете представить свою жизнь без велопрогулок, обязательно вспомните барона фон Дреза из немецкого города Карлсруэ и поблагодарите его за столь полезное изобретение, а в дальнейших статьях мы ознакомимся с отдельными деталями и историей их развития.